Яндекс.Народная карта
[править | править код]
Эта статья — о системе Яндекса. Об одноимённой компании см. Яндекс.
Народная карта | |
---|---|
URL | mapeditor.yandex.com |
Коммерческий | нет |
Тип сайта | географическая информационная система |
Регистрация | обязательная |
Язык(-и) | русский, английский, армянский, французский, турецкий, сербский (латиница), казахский, узбекский[1] |
Владелец | Яндекс |
Автор | Яндекс |
Начало работы | 8 апреля 2010[2] |
Текущий статус | Работает и развивается |
Наро́дная ка́рта, НЯК (Народная Яндекс.Карта) — сетевая краудсорсинговая геоинформационная система; сервис Яндекса, на котором пользователи сами рисуют и уточняют карту[3]. Запущен 8 апреля 2010 года. Изначально созданная на нём карта была доступна как отдельный слой на Яндекс.Картах, 8 апреля 2015 года сервис был полностью перезапущен и объединён с Яндекс.Картами[4].
Доступна для просмотра и редактирования любому зарегистрированному на Яндексе пользователю[5]. Внесённые правки после модерации попадают в геосервисы Яндекса: Карты, Навигатор, Транспорт и другие[3].
Содержание
Редактирование[править | править код]
Народную карту может редактировать любой пользователь, зарегистрировавшийся на сервисе Яндекса. Все правки проходят ряд проверок: модерацию, обработку автоматически и вручную в картографическом производстве.
Для редактирования карты используется весьма простой веб-редактор.
Сам редактор предоставляет возможность создания трёх классических видов объектов векторных данных — точка, линия, контур. В редакторе имеется 12 категорий объектов[6]. Они, в свою очередь, делятся на типы. В их список включены наиболее востребованные и популярные типы объектов. Объекты категории «Места» имеют атрибут «Рубрика» — в нём указывается основной вид деятельности организации.[7]
В редакторе имеются несколько специальных режимов рисования объектов:
- Масштабирование и вращение — для вращения объектов вокруг своей оси и уменьшения/увеличения размера.
- Выравнивание углов — упрощает рисование объектов, у которых большинство углов прямые[8].
- Скругление углов — упрощает рисование дорог, водоёмов и растительности, скругляя их углы.
- Прилипание — границы контуров объектов соединяются в одну линию.
- Разрезание — помогает рисовать здания со смежными границами, а также разновысотные здания.
- Режим окружности — помогает рисовать круглые объекты.
- Режим перетаскивания — позволяет «перетащить» объект, если он смещён относительно реального расположения.
Интерфейс редактирования позволяет также вносить в определённые категории объектов дополнительные данные: высоту у зданий, направление движения и скоростные ограничения у дорог, часы работы, телефон, сайт у организаций и многое другое[9].
На сервисе существуют запрещённые для картографирования элементы, например, военные объекты, полигоны, маяки, взлётно-посадочные полосы и другие[10]. Компания Яндекс, действуя в российском правовом поле, выполняет требования Федеральной службы геодезии и картографии России, которая утвердила перечень объектов местности и элементов содержания топографических карт и планов, запрещённых для открытого опубликования. Однако при составлении правил не было учтено, что данный перечень объектов может быть другим или отсутствовать вовсе в других странах.
Общественный транспорт[править | править код]
С февраля 2017 года каждый пользователь, имеющий опыт в рисовании объектов общественного транспорта на Народной карте, может получить права на создание «ниток» транспортных маршрутов в своём городе.
Нитки маршрутов содержат информацию о трассе движения ТС по маршруту, об интервалах времени между прибытиями ТС на остановку, о времени стоянки и времени, затрачиваемом на перемещение между остановками и создаются на основе уже созданных маршрутов и остановок ОТ, путем последовательного добавления их в состав нитки. После нанесения всех «ниток» в населённом пункте может быть запущен Яндекс.Транспорт.
Сообщения и предположения об ошибках и неточностях[11][править | править код]
Работа с сообщениями и предположениями об ошибках и неточностях на карте — это способ взаимодействия картографов Народной карты с пользователями Яндекс.Карт.
Всего существует два типа сообщений:
- Автоматически формируемые гипотезы;
- Сообщения об ошибках и неточностях от пользователей.
Все сообщения об ошибках и неточностях делятся на шесть основных видов:
- Адреса;
- Здания;
- Подъезды;
- Дороги и дорожная инфраструктура;
- Парковки;
- Маршрут («Я знаю маршрут лучше»).
Как правило, ошибки и неточности на карте может исправить любой народный картограф, однако, некоторые виды неточностей доступны для исправления только сотрудникам картографического производства.
Слои[править | править код]
По состоянию на март 2019 года, на Народной карте в разных случаях используются разные списки слоёв, имеющие некоторые отличия. Например, список слоёв для отображения на карте содержит 11 пунктов, а для получения модераторских прав — 19.
Слой | Описание | Примечания |
---|---|---|
Дороги | Автомобильные, велосипедные и пешеходные дороги | |
Условия движения | Запрещённые манёвры, шлагбаумы, развороты | Иногда считается частью слоя «Дороги» |
Административное деление | Границы административно-территориального деления: границы стран, регионов, населённых пунктов и др. | |
Здания | Здания различного назначения и состояния | |
Адреса | Точки адресов | |
Подъезды | Входы в здания | Иногда считается частью слоя «Адреса» |
Гидрография | Реки, озёра, моря, каналы, ключи, колодцы и др. | |
Растительность | Леса, парки, кладбища и др. | |
Рельеф | Острова, архипелаги и другие объекты рельефа | |
Железные дороги | Вокзалы, станции, железные дороги, включая узкоколейные и детские ж/д | Иногда считается частью слоя «Транспорт» |
Скоростной транспорт | Линии, станции и выходы станций метро, лёгкого метро, фуникулёров и др. | Иногда считается частью слоя «Транспорт» |
Транспорт | Объекты общественного транспорта (маршруты, остановки и пр.) | |
Водный транспорт | Порты, пристани, маршруты паромов и др. | Иногда считается частью слоя «Транспорт» |
Воздушный транспорт | Аэропорты, аэродромы, вертолётные площадки и др. | Иногда считается частью слоя «Транспорт» |
Территории | Территории и кварталы, выделяемые по способу их использования: зоны отдыха, промышленные зоны и др. | |
Дорожная инфраструктура | Дорожные сооружения: мосты, тоннели, парковки, светофоры | |
Парковки | Линейные, площадные и точечные парковки | Иногда считается частью слоя «Дорожная инфраструктура» |
Заборы | Заборы | Иногда считается частью слоя «Дорожная инфраструктура» |
Места | Точки организаций: от супермаркетов до парикмахерских |
Модерация[править | править код]
Все правки на сервисе проходят модерацию. Имеется два уровня модерации: первый — народные модераторы (активные пользователи сервиса) и сотрудники Яндекса, второй — проверка правок, прошедших модерацию, в картографическом производстве Яндекса. Правки, прошедшие оба уровня модерации, попадают на Яндекс.Карты и в другие геоинформационные сервисы портала — Транспорт, Навигатор и другие. С 16 февраля 2016 года в модерацию можно взять отдельные слои[12] (см. раздел «Слои»).
Эксперты[править | править код]
Эксперты — это пользователи, которых модераторы посчитали опытными. Правки, сделанные экспертами, автоматически отправляются на проверку в отдел картографического производства Яндекса, минуя этап первичной модерации, за исключением правок, совершенных пользователями с автопрувом[источник не указан 258 дней]. Пользователь может стать экспертом как по рекомендации от модераторов, так и в результате автоматических проверок. Решение о выдаче статуса эксперта принимают сотрудники сервиса. С 16 февраля 2016 года статус эксперта выдаётся по отдельным слоям (см. раздел «Слои»).
Автопрув[править | править код]
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.
|
Автопрув — это система автоматической проверки правок пользователей. Правки тех экспертов, у которых есть автопрув — не проходят проверку модераторов и картографов, а сразу отправляются на публикацию[источник не указан 258 дней]. Как правило, автопрувом обладают эксперты, и, сами модераторы. Существует два вида автопрува:
- Автопрув по простым объектам (таким, как здания, адреса, растительность, рельеф и гидрография). Автоматически присваивается экспертам в этом слое.
- Автопрув по сложным объектам (дороги, заборы, железные дороги, административное деление, транспорт). Присваивается опытным модераторам по решению картографов.
Модераторы[править | править код]
Народные модераторы — это активные пользователи сервиса, которые не только много рисуют и правят, но и следят за порядком на определённой территории. Обычно это место, где модератор живёт, и которое он хорошо знает, но многие народные модераторы присматривают и за более крупными территориями. Права на модерацию можно запросить или на все категории объектов сразу, или на одну или несколько категорий объектов (см. раздел «Слои») — в зависимости от накопленного опыта.[13]
Модератор Народной карты выполняет следующие функции:
- проверяет правки пользователей в своём регионе, при необходимости исправляет ошибки;
- выполняет функции наставника для пользователей-новичков: помогает им правильно рисовать объекты, разбираться в сложных ситуациях, показывает правильные приёмы работы;
- выступает в роли судьи в спорных ситуациях;
- рассматривает жалобы пользователей на объекты в своём регионе, а также запросы на удаление;
- защищает карту от порчи данных вандалами;
Отдел картографического производства[править | править код]
Отдел картографического производства — это место, где обрабатывается и проверяется каждая правка, которая приходит от любого из пользователей Народной карты после проверки модераторами, перед тем, как она попадет в геосервисы. Отдел картпроизводства выполняет 5 основных задач:[источник не указан 258 дней]
- Модерация;
- Проверка правок скриптами;
- Обновление карт;
- Работа с правилами Народной карты и их актуализация;
История[править | править код]
- 8 апреля 2010. Открытие сервиса. За первые два месяца народные картографы обозначили на карте 12 тысяч населённых пунктов[14].
- 14 октября 2010. Появился схематичный слой данных[15].
- 2 декабря 2010. Народная карта появилась в API «Яндекс.Карт». Появилась возможность опубликовать на своём сайте созданную «Яндекс.Карту». Все нарисованные объекты доступны не только в режиме просмотра, но и для поиска[16].
- 9 декабря 2010. Слой Народной карты появился в Мобильной Яндекс.Карте (МЯК) на платформах Java, Symbian, iOS, Windows Mobile и Android.
- 16 декабря 2010. Появилась возможность наносить точечные объекты (остановки транспорта и железнодорожные станции)[17].
- 8 апреля 2011. За год существования Народной карты её пользователями были отмечены 2 119 604 картографических объекта. Из них 49 тысяч населённых пунктов общей площадью 353 тысячи кв. километров; 212 тысяч километров железных дорог и 6000 железнодорожных станций; 950 тысяч километров автомобильных дорог; 82 тысячи кв. километров растительности; 310 тысяч километров рек[18].
- 26 апреля 2011. Обновление сервиса. Существенно расширился набор объектов. Появились новые точечные объекты, более подробное описание, радикально изменён список категорий объектов. В частности, появились отдельные категории для большого количества POI (точек интереса), изменилась панель инструментов, появилась возможность (для пользователей) менять категорию объекта, возможность рисовать объекты одной категории как точечными, так и контурными объектами (в зависимости от масштаба), появился общий режим редактирования объекта — атрибутов и геометрии, отдельная кнопка для копирования объектов, возможность рисовать внутренние контуры для площадных объектов («вырезать дырки»), выравнивание всех углов для всех категорий контурных объектов[19].
- 29 июня 2011. Появление страницы «Прямой эфир», в которой можно узнать, где на данный момент пользователи рисуют карту.
- 19 июля 2011. Обновление оформления. Информация об объекте теперь выводится в левой панели, как в режиме редактирования. Полное избавление на сервисе от балуна.
- 1 сентября 2011. Новые инструменты редактирования геометрии (появилась возможность поворачивать объекты вокруг своей оси)[20].
- 28 октября 2011. В «Яндекс.Картах» теперь ведётся поиск объектов Народной карты[21].
- 15 декабря 2011. Новый дизайн сервиса. Добавлена возможность привязывать фотографии ко всем объектам Народной карты[22].
- 5 марта 2012. Данные Народной карты отображаются на сервисе Яндекс.Карты как четвёртый слой. Выход сервиса из статуса «бета»[23].
- 13 февраля 2014. Количество печатных карт формата А0 достигло 100[25].
- 29 октября 2014. В редакторе появилась новая функция «Высота в метрах» для обозначения высот зданий[26].
Новая версия Народной карты[править | править код]
Информация в этом разделе устарела.
|
8 апреля 2015 года (в день 5-летия сервиса) Народная карта сильно изменилась, по сути, она была создана заново. Изменился интерфейс, расширился набор категорий объектов, изменён формат данных, а также система модерации и правила. Данные с новой Народной карты стали попадать на официальные Яндекс.Карты и другие геосервисы компании. В результате обновления контуры многих объектов были упрощены, а также удалены описания, фотографии и история правок, что вызвало серьёзную критику постоянных редакторов Народной карты[27] и падение среди них интереса к сервису. Многие добровольцы (в том числе модераторы) жаловались, что результаты последних нескольких месяцев их работы были потеряны, так как в новую версию были перенесены объекты в слишком старой редакции, например, от декабря 2014 года. Старая версия Народной карты просуществовала ещё около года в режиме «только для чтения» для сравнения пользователями объектов в новой версии.
28 апреля 2016 года. Народная карта запускает Блокнот картографа — веб-приложение, предназначенное для работы на мобильных устройствах и компьютере[28]. Блокнот определяет текущее расположение, в нём есть возможность ставить метки, к которым можно добавить комментарий и прикрепить фотографию. Также в Блокноте можно записать в виде трека маршрут движения пользователя.
17 мая 2016 года. В Народной карте появилась новая категория объектов — заборы[29].
16 июня 2016 года. Добавлена новая категория объектов — подъезды[30].
28 июня 2016 года. Добавлена возможность привязывать организацию из Яндекс.Справочника к организации в Народной карте[31].
Август 2016 года. Количество пользователей, сделавших хотя бы одну правку на Народной карте, превысило 100 000 человек.
Активности и поощрения на сервисе[править | править код]
Совместные редактирования[править | править код]
Совместное редактирование (совред) — организованное рисование и редактирование объектов на конкретной территории, с целью отрисовки отдельных населённых пунктов и областей в сжатые сроки. Такие редактирования нередко проводятся с целью сбора данных для других сервисов Яндекса — Карт, Навигатора, Такси и Транспорт — в преддверии запусков сервисов в этих городах. Одним из примеров стала отрисовка Тбилиси и Еревана для последующего запуска Яндекс.Такси в этих городах. Также проводятся тематические недели, целью которых является сбор данных по определенным типам объектов, которые в ближайшем будущем будут использоваться в геосервисах компании.
Тематические недели[править | править код]
- Неделя светофоров, в рамках которой на сервисе массово рисовались светофоры, проходила в период с 11 по 19 ноября 2015 года. За семь с половиной дней народные картографы нарисовали более 10 000 новых светофоров. Позже эта информация стала использоваться в навигации. Итог Недели светофоров.
- Неделя скоростей, в контексте которой народные картографы проставляли ограничения скоростей у участков дорог, проходила в период с 19 по 26 апреля 2016 года. За семь с небольшим суток народные картографы разметили ограничения у 11 385 километров дорог. Итоги недели скоростей.
- Неделя подъездов длилась с 26 января по 1 февраля 2017 года. За это время было нарисовано почти 120 000 подъездов. Итоги Недели Подъездов.
- Неделя линейных парковок, в рамкой которой на сервисе массово рисовались линейные парковки, проходила в период с 15 по 22 февраля 2018 года. За семь с небольшим дней народные картографы нарисовали 2 653 километра парковок вдоль дорог. Линейные парковки можно посмотреть как отдельный слой на разных сервисах Яндекса. Итоги Недели Парковок.
- Неделя парковок, в рамках которой рисуют любые парковки (и линейные, и обычные) на территории Республики Беларусь, Казахстана и Узбекистана. Прошла с 18 по 25 апреля 2019 года[32].
Встречи пользователей[править | править код]
Встреча народных картографов — это мероприятие, организуемое Яндексом, в котором принимают участие активные пользователи Народной карты. До 2015 года включительно они проходили только в московском офисе, однако в 2016 году встречи прошли в офисах Яндекса в Санкт-Петербурге, Казани и Минске. В 2017 году были открыты новые площадки — нижегородский и екатеринбургский офисы Яндекса. В 2018 году прошли встречи в городах, где представительство Яндекса отсутствуют — в Саратове и Краснодаре.
На встречах присутствуют как сотрудники Народной карты, с которыми общаются пользователи, так и те сотрудники, которые занимаются внутренней разработкой Народной карты, а выступают с докладами как работники сервиса, так и участники встреч — народные картографы. Также отводится время на сессию вопросов и неформальное общение.
На встречах присутствуют как сотрудники Народной карты, с которыми общаются пользователи, так и те сотрудники, которые занимаются внутренней разработкой Народной карты, а выступают с докладами как работники сервиса, так и участники встреч — народные картографы. Также отводится время на сессию вопросов и неформальное общение.
Школа народных картографов[править | править код]
Этот раздел слишком короткий. Пожалуйста, улучшите и дополните его.
|
2 апреля 2019 года была открыта Школа народных картографов, в которой модераторы дистанционно при помощи средств связи обучают править Карты пользователей-новичков.[33]
«Блокнот картографа» и приложение для Android[править | править код]
Веб-приложение «Блокнот картографа» позволяет оставлять на привязанные к карте заметки с комментариями фотографиями, которые в будущем помогут в рисовании карты, а также записывать свои маршруты перемещений[34].
Для использования «Блокнота картографа» нужно авторизоваться, так как заметки привязываются к конкретному аккаунту и доступны только их автору. Веб-приложение не работает на территории Турции[34].
Интерфейс веб-приложения являет собой карту, поверх которой расположены кнопки и ссылки[34]:
- в левом верхнем углу — кнопка, которая включает и отключает запись перемещений;
- вдоль правой стороны — кнопки, которые (сверху вниз): удаляет всю собранную информацию; сохраняет собранную информацию; увеличивает карту; уменьшает карту; показывает текущее местоположение (геолокация).
- Внизу слева — информация об авторских правах и ссылка на условия использования сервиса, справа — масштабная линейка.
Заметки отображаются в виде круглых бело-голубых меток в определённых местах карты. Если кликнуть на такую метку, она станет красной, внизу экрана появится панель с комментарием к точке, позволяющая отредактировать или удалить заметку[34].
Чтобы добавить новою заметку, необходимо нажать на нужное место на карте удерживать, заполнить форму (записать текст и, при желании, сделать фото) и подтвердить создание. Все изменения нужно сохранять нажатием на соответствующую жёлтую кнопку справа вверху[34].
Чтобы посмотреть созданные заметки на Народной карте, нужно включить их отображение в меню[35].
Народная карта | |
---|---|
Тип | геоинформационное |
Автор | Яндекс |
Разработчик | Яндекс |
Операционная система | Android 5+[36][37] |
Языки интерфейса | русский[38], казахский[39] |
Первый выпуск | 28 июня 2018 |
Последняя версия | 0.26(3 сентября 2019[36]) |
Состояние | активное |
Лицензия | лицензионное соглашение |
Сайт | play.google.com/store/ap… |
Мобильное приложение «Народная карта» позволяет создавать снимки местности и сообщать о неточностях на карте. Созданные фото появятся на Народной карте в течение нескольких часов и будут использованы для улучшения Яндекс.Карт. Доступно для использования как пешеходами, так и водителями: автомобилисты могут закрепить телефон на лобовом или боковом стекле автомобиля и снимать дорогу и/или придорожные объекты не отвлекаясь от вождения. Доступно для скачивания в Play Маркете[37][36].
Чтобы сообщить о неточности на карте, пешеходу необходимо[37]:
- Включить GPS.
- Запустить приложение и авторизоваться в нём.
- Нажать на кнопку «Сообщить о неточности на карте» и сфотографировать нужный объект.
Для съёмки маршрута из автомобиля нужно[37]:
- Убедится, что камера не загрязнена. Установить её так, чтобы элементы автомобиля не загораживали видимость.
- Включить GPS.
- Запустить приложение и авторизоваться в нём.
- Последовательно нажать кнопки «Заснять дорогу» и «Начать съёмку».
- Начать движение по маршруту.
- Нажать на удалённый объект, чтобы камера сфокусировалась.
- После завершения движения по маршруту нажать кнопку «Остановить запись».
Снимать можно в фоновом режиме, для этого нужно включить соответствующую функцию в настройках. После завершения съёмки (как автомобильной, так и пешеходной) снимки нужно загрузить на сервер при помощи Wi-Fi или мобильной сети[37].
Выполнять съёмку из автомобиля следует в светлое время суток и в сухую погоду[37]. По юридическим причинам (в некоторых странах ограничена или запрещена публичная съёмка) приложение работает только на территории России[38] и Казахстана[39].
См. также[править | править код]
Примечания[править | править код]
- ↑ Новые языки интерфейса на Народной карте
- ↑ People’s Map on Yandex
- ↑ 1 2 Что такое Народная карта Яндекса
- ↑ 5 лет Народной карте
- ↑ Как стать автором Народной карты
- ↑ Категории объектов
- ↑ Рубрикатор мест и организаций
- ↑ Рисование объектов (недоступная ссылка)
- ↑ Заполнение атрибутов (недоступная ссылка)
- ↑ Запрещённые объекты
- ↑ Яндекс Помощь. Работа с картой. 2.11. Сообщения и предположения о неточностях на карте
- ↑ Модерация по слоям объектов
- ↑ Задачи модераторов
- ↑ Подробные снимки ещё 70 городов — Блог Яндекса
- ↑ Новости Народной карты — Клуб Народной карты
- ↑ Народная карта на вашем сайте
- ↑ Точечные объекты
- ↑ Народная карта — нам целый год!
- ↑ Долгожданное обновление
- ↑ Инструменты редактирования геометрии
- ↑ Что Яндекс.Карты нашли в Народной карте?
- ↑ Обновления дизайна и интерфейса
- ↑ Карты стали народнее
- ↑ Карты городов для печати
- ↑ 100 печатных карт
- ↑ Высотность домов на Народной карте.
- ↑ Новая Народная карта. Что поменялось
- ↑ Блокнот картографа
- ↑ Заборы
- ↑ Подъезды
- ↑ Новое в редакторе НЯК. Организация в Справочнике
- ↑ Неделя парковок в Беларуси, Казахстане, Узбекистане. Дата обращения 18 апреля 2019. Архивировано 18 апреля 2019 года.
- ↑ Добро пожаловать в Школу народных картографов. Дата обращения 16 апреля 2019. Архивировано 16 апреля 2019 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 Блокнот картографа
- ↑ Изменить вид карты
- ↑ 1 2 3 Народная карта - Приложения в Google Play
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Что такое приложение Народная карта
- ↑ 1 2 FAQ о мобильном приложении Народная карта
- ↑ 1 2 Приложение Народная карта теперь доступно в Казахстане
Ссылки[править | править код]
source https://tessrijogo.blogspot.com/2019/11/blog-post_648.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий